Форум литературного портала Olshanski.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум литературного портала Olshanski.ru » Русская литература » Духовность как высшая целесообразность


Духовность как высшая целесообразность

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ДУХОВНОСТЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Духовный мир человека «пронизан» вечными ценностями его существования – ценностями истины, добра, красоты, любви и т.д. Философское осмысление проблем духовности предполагает комплексное изучение надличностных структур сознания и сознательной активности личности в постижении «высших» смыслов человеческого бытия.
Духовность, в общих чертах, определяют как относящееся к области духа. Дух, в главном, сводится к сознанию, мышлению, психической способности, к тому что побуждает к действиям, к деятельности. Если рассматривать дух как движущее начало, то можно выделить четыре вида:
- дух материи (исследуется физикой);
- дух живой субстанции (изучается биологическими науками);
- дух разумных существ (предмет наук о человеке, литературы, искусства, религии);
- дух коллективов, народов, цивилизаций, человечества (изучается науками об обществе и философией).
Это дает нам целостный подход к различным явлениям. «Настал момент понять, – писал в первой половине ХХ века П.Тейяр де Шарден, – что удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире».[8.c.40]
У каждого движения должна быть причина. Аристотель различал четыре типа причин, действующих в мире: форму, цель, т. е. «то, ради чего», материю («то, из чего»), или субстрат, и источник движения, или «творящее начало». [1. т.1. с.146]
Форма, материя, источники движения являются предметом изучения специальных наук и только целесообразность является предметом философствования, так как цель понятие более субъективное и теоретическое.
Целевую причинность трудно усматривать в физических процессах, там нет иерархии – распределения процессов от низшего к высшему. В биологии возникает усложняющаяся иерархия объектов и появляется возможность говорить о цели развития. Появляется понятие цели как варианта выбора. И только в области психического целевая причина приобретает решающее значение.
Рассматривая дух как побуждающее начало психической деятельности нужно провести разделение. Разумным существам конечно присущи и свойства материальных объектов и свойства живых существ, но они достаточно изучаются в рамках соответствующих наук. Духовностью человека принято считать то, что отличает его от животных. Человек является существом духовным по своим потенциям, возможностям. Но человеком реализовавшим свои духовные возможности считается человек целеустремленный, чьи цели отстранены от пищеварительно-репродуктивных функций организма.
Большой интерес представляет рассмотрение роли целесообразности в духовности. Цель определяется в некоторой системе смыслов – мировоззрении. Н.А.Бердяев отмечал, что духовность – есть целостность жизни. [2. c. 255]
Духовность можно представлять как гармоничную систему взглядов, упорядоченное мировоззрение которое способно продуцировать цели жизни человека. Современная культурологическая мысль фиксирует, что «в последнее время в общественной лексике понятие духовность употребляется в обозначении мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности». [4,c.131]
Для духовности решающее значение имеет разум, как высшая инстанция человеческих суждений. Понятие разум раскрывает Иммануил Кант, как способность объединять, приводить в систему, все то, что он может постигать, мыслить. Кант считал, что разум стремится осуществить «систематичность познания, т.е. связь знаний согласно одному принципу». [5.т.3. с. 553]
Цель и смысл определяются только в системе и разум есть сразу и способность и требование системы. Кант говорит: «Система есть единство многообразных знаний, объединенных одной идеей» [5. т. 3 с. 680]  Идею тут можно представлять как траекторию движения к цели.
Теперь можно рассмотреть, как представленный взгляд на духовность осуществлен в истории философских и религиозных поисков человечества.
Уже у древних греков духовность формируется в виде двух систем: идеализм и материализм. Философское понимание идеального восходит к Платону, выявлявшему основы бытия, которые носят универсальный характер. Под влиянием Платона Аристотель, в метафизике, космологии и физике, развивает  мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса.
Развитие представлений которые мы относим к духовности можно проследить по развитию религиозно философского учения - телеологии (греч. teleos – цель, logos – учение, слово), учении о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Так, космология Аристотеля ярко телеологическая. Наблюдения, сделанные при исследовании частных классов явлений и предметов природы, в которой факты целесообразности строения органических существ встречаются постоянно, Аристотель по аналогии перенес на весь мир. Аристотелю представляется невероятным, чтобы в отдельных предметах могли возникнуть целесообразность и разумность, если этими свойствами не обладает мир как целое. Целью движения, по Аристотелю, является стремление вещества к своей «форме». Аристотель предполагает не только целесообразный характер мирового процесса, но и единство его цели.
Телеология в своих разных видах имеет место в стоицизме, неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о «мировой душе» Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т.д. Воззрения древних религий ярко телеологические. Христианская церковь всегда активно пользовалась для своих целей достижениями античной философской мысли.
Тогда же в древней Греции зарождается материализм, возникают учения враждебные телеологическому воззрению, это космологии атомистов и Анаксагора. Позднее эти взгляды привели к возникновению атеизма, учения отрицающего божественную (целесообразную) сущность мироздания. В глобальном смысле атеизм следует считать бездуховным, но так как невозможно последовательно избегать смыслов, то в частном и атеисты могут быть духовными.
Отрицая божественность мироздания, атеисты тоже искали смыслы мира. Начиная с нового времени естествознание (физика, механика, астрономия) объяснило процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика, молекулярная биология и кибернетика. Марксистская философия научно объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей их действиями в соответствии с объективными законами и, как считали марксисты, преодолела телеологию в сфере общественной жизни. «Законы внешнего мира, природы… - писал Ленин, - суть основы целесообразной деятельности человека» [6. т. 29, с. 169].
Необходимо понять, что скрывается под «естественными причинами» и «объективными законами». Обобщая можно сказать, что материалистам не удалось добраться до истоков, понять основы: пространство, время, материю, энергию, гравитацию и многое другое. Они лишь немного обобщили некоторые фактологические стороны процессов сведя их к математическим формулам. Так, А.Ф. Лосев писал: «законы физики и химии совершенно одинаковы и при условии реальности материи, и при условии ее нереальности и чистой субъективности» [7. с.51].
У обеих систем есть недостатки. Идеалистические страдают малой обоснованностью, недостаточной подтвержденностью своих целей и смыслов. Духовному присущи иррациональность и трансцендентность, они выступают как требование учитывать непостижимые или пока не познанные цели.
Материалистические удивляют примитивизмом и порой нарочитым сужением пространства целей и смыслов человеческого бытия. Сторонники материалистических систем очень болезненно воспринимают элемент непознанного, а тем более непостижимого.
Но и материализму доступны идеалистические понятия высшей целесообразности, как возможности развития материи. О высоком предназначении материального мира говорили многие представители философского течения «русского космизма». Их взгляды не получали должного распространения, так как вступали в конфликт с господствовавшим тогда марксизмом, по идеологическим мотивам взявшим на вооружение положения атеизма. Марксизм говорил о неизбежности возникновения совершенного общества, но стыдливо умалчивал о возможности рождения богочеловечества.
Учитывая вышесказанное, чтобы выбрать лучшее из разных направлений, перспективно доопределить духовность как человеческую деятельность, направленную на поиск раскрытие и утверждение целей и смыслов бытия.
Во взглядах на духовность формируется дуализм – субстанциональный и информационный.
Недавно появился новый термин – пассионарность, который можно рассматривать как «разновидность» духовности, введенный Гумилевым для изучения развития этносов. «Формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного и природного…» [3. c. 305]. Есть мнение, что на развитие этносов влияет некий вид солнечной энергии, а значит, он влияет на пассионарность – духовность. Такое мнение имеет право на существование, но кажется малопродуктивным в философских исследованиях.
Духовность многие религиозные мистики пытаются представить разновидностью энергии – обещают научиться регистрировать ее приборами, пытаются фотографировать различные свечения, поля. Может быть и, существуют различные энергии, ауры, биополя, но это разновидность энергетических мускулов, и, к духовности они имеют опосредованное отношение, как и мускулы телесные.
Религиозную духовность можно приписывать различным субстанциям – Святому Духу, коллективному бессознательному, телепатическому общению с будущими поколениями, но для философских исследований интереснее разбираться с информационной составляющей духовности в отрыве от субстанциональной.
В христианской религии о духовном человеке говорится как о водимом Духом Святым. Но можно говорить о том, что такой человек руководствуется своими убеждениями, выработанными христианским мировоззрением. И эта информационная составляющая духовности может и должна быть изучена.
Изучение целей и смыслов бытия постоянно должно быть под пристальным вниманием философии, науки, литературы и искусства. И во многом так это и есть, но изучение происходит в частностях. Духовность  должна стать  интегратором разрозненных представлений о целях и смыслах жизни. Философия через изучение духовности как иерархии регулирующих и организующих смыслов может  воздействовать на процессы самоорганизации культурного пространства.
Духовность может рождаться в результате философского исследования. Конструирование разумом идей может приводить к таким понятиям коим нет никакого аналога в опыте (пока нет), но когда такой опыт может быть произведен это становится целью, движущим началом – духом человеческого существования. Но тут еще возникает проблема, а является ли эта цель благом? Зачастую это можно понять (если это вообще возможно) лишь достигнув ее.
Человечество вступает в критический период своего развития, силы его при неправильном применении способны привести к саморазрушению. В тяжелой и во многом драматической ситуации оказалось мировое сообщество в связи с экономическим кризисом за которым виден кризис духовности. Изучение духовности способно придать процессам самоорганизации человека и человечества целенаправленный характер.
Все острее ощущается необходимость в обнаружении смыслов, их передаче, и актуализации как цели жизнедеятельности. Возникает потребность в определении качества предлагаемых смыслов. Требуется философское осмысление целей и смыслов которые на протяжении тысячелетий репрезентировались как духовные, требуется их введение в существующую научную парадигму. Для этого перспективным видится рассмотрение духовности как стремление к высшей все учитывающей целесообразности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Аристотель Сочинения в четырех томах. М., «Мысль», 1978.
2.  Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. Харьков: Фолио, 2003.
3.   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб. «Кристалл» 2001
4.  Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече 2000; АСТ, 2003.
5.  Кант И. Сочинения. В-6-ти томах, М., 1964.
6.  Ленин В.И. Полное собрание соч. М.,   1958—1965.
7.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.
8.  Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

Вадим Емельянов.

0

2

О духовности по существу

Гносео-онтологическое измерение духовности.
http://zhurnal.lib.ru/editors/e/emeljan … it-1.shtml

Антропологические проблемы духовности
http://zhurnal.lib.ru/editors/e/emeljan … it-2.shtml

Перспективы духовного развития
http://zhurnal.lib.ru/editors/e/emeljan … it-3.shtml

В книге раскрыто понятие духовности как стремления к высшей целесообразности. С этой точки зрения проанализированы основные философско-антропологические представления о духовности.
Авторы проанализировали сущность проблем духовности, как в жизни отдельного человека, так и общества. Выявлены особенности обеспечения существования и развития духовности человека и общества. Разумеется, не для всех важных проблем духа нашлось решение. Этот обширный круг проблем стучится в двери философии и требует своего научного исследования. Поскольку духовные проблемы носят всеобщий характер, они должны решаться и могут быть успешно решены только совместными усилиями философов, ученых, писателей, религиозных деятелей и всех людей не равнодушных к судьбе человечества.
На наш взгляд, концепция духовности как стремления к высшей целесообразности позволяет: критически анализировать содержание и успешно ориентировать в джунглях религиозно-мистических и общественных воззрений, которые позиционируются как духовные; выявляя действительно значимое.

0

3

Русская духовность

После развала Советского Союза существовала, да и существует, а может быть даже усиливается опасность развала и Российской федерации. Поэтому есть необходимость в определении системообразующих ценностей способных консолидировать общество. Такой ценностью является, на наш взгляд, русская духовность. Сделать ее полный обзор в рамках нашей работы не представляется возможным. Мы дадим лишь общие ее черты задав тем самым матрицу дальнейших исследований.
Во многом описание духовности похожи на описания культуры, но есть и отличия. Духовность представляет собой ценностное ядро духовных интенций продвинувших развитие народа и продолжающих давать импульсы к прогрессу.
Известный русский философ Н.А.Бердяев в свое время задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? У нас есть все основания полагать, что мыслитель прав, утверждая, что русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла бытия, истинные общечеловеческие духовные ценности.
Обратимся к самому началу истории русского народа – к язычеству. Оно господствовало в Древней Руси до конца X в. Изучение его сопряжено с большими трудностями: эта культура была устной и письменных свидетельств о ней немного. Поэтому суждения о дохристианских воззрениях славянских народов основаны на данных этнографии, археологических источниках и фольклоре. Славяно-русское язычество – это в своей основе доклассовый тип культуры, имевший мифологическое выражение. По немногим сохранившимся фрагментам мифа можно заключить, что он нес в себе наиболее общие представления о мире и человеке. Человек в те времена еще не обособился от природы, не противопоставил себя ей. Он персонифицировал, одушевлял природу, и по отношению к себе представлял ее высшим божественным существом. Это дает основание характеризовать языческое мировоззрение как природоцентристское. Для него были характерны представления о единстве духовного и материального начал бытия. Себя же человек-язычник также считал органической частью мира, неотделимой от обожествленной природы и от коллектива. На этом основывались типичные для родоплеменных порядков представления о всеобщем равенстве и высоком, священном статусе коллективной личности. Эти представления являлись священной традицией, поэтому трудно поддавались изменениям и не способствовали социальному расслоению общества там, где долго держались пережитки язычества, находящиеся в противоборстве с христианством.
Христианизация Древней Руси началась в конце X в., внедрялась в языческое общество сверху и процесс этот растянулся на многие столетия. Христианство не просто шло на смену язычеству. Обе религиозно-мировоззренческие системы взаимодействовали и противоборствовали, порождая сложные синкретические новообразования. Многие проявления этнонационального мышления рождались в сплаве внешних влияний с глубинными традициями. Постепенно произошло взаимопроникновение принципиально различных по идейным основам мировоззренческих систем – (православно-языческий синкретизм) – двоеверие.
Каково же было соотношение между наднациональной, привнесенной извне православной культурой и этнонациональной, уходящей корнями в языческое прошлое, духовной культурой Древней Руси? При наличии пережиточных родоплеменных и общинных традиций возникали различные формы двоеверия: от явного преобладания языческих элементов в народной культуре до скрытых, едва различимых примесей дохристианского наследия в культуре официальной. Это было тогда. Это есть и сейчас. Праздники Масленицы, Ивана Купалы… Пантеон многочисленных христианских святых вобрал в себя функции и свойства прежних языческих божеств. Так, Илья заменил Перуна, св. Георгий (Егорий) – Ярилу и т.д. Что же касается представлений язычников «о всеобщем равенстве и высоком, священном статусе коллективной личности», то они и сейчас живут в русских людях, еще недавно имевших возможность убедиться в их правильности и необходимости (70 лет Сов. Власти). Таким образом, можно считать, что древняя языческая культура и сегодня оказывает влияние на формирование коллективного бессознательного русских людей. Кроме того, без учета фактора православно-языческого синкретизма нельзя понять ни православия, которое отлично от византийского прототипа, ни достижений в различных сферах отечественной культуры со свойственными ей чертами явного и неявного двоеверия, и, наконец истоков тех внутренних духовных черт и качеств, которые отличают русского человека. Откуда, например, у него известная всему миру «широта души»?
Н.А.Бердяев писал о том, что между необъятностью русской земли и русской души существует соответствие: «В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине»[3].
Этот неписанный закон «соответствия земли и души» действует с удивительным постоянством во все времена русской истории и несет в себе свет исканий Истины, Добра и Красоты.
Все это получило наиболее законченное и совершенное воплощение в созданном русским народом удивительном языке, неподражаемом фольклоре, а главное в искусстве – великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре.
Русская духовность на протяжении столетий формировала русскую культуру, та, в свою очередь, формирует нынешнюю духовность.
Огромный пласт русской культуры, духовности связан с православием. Творчество славянофилов И.В.Киреевского (1806–1856) и А.С.Хомякова (1804–1860) представляло собой попытку выработать систему христианского миропонимания. Они пришли к мысли, что образованность русская должна основываться на восприятии «цельного знания», сочетающего разум и веру, а подлинная философия должна быть философией «верующего разума».
Значительное влияние на духовный мир россиян оказали идеи буддизма и эзотерической философии. Есть и влияние мусульманской культуры.
С востока было сильное влияние оккультизма и эзотерики, привнесенное Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих. Существует огромный пласт эзотерической литературы, он очень обширен, что говорит о некоторой склонности авторов-эзотериков к графомании.
Каковы же характерные черты именно русской духовности?
Представления о духовности как о высшей целесообразности проявились и в размышлениях русских мыслителей о судьбе – предназначении России, и в вере в особую миссию России: «Москва – третий Рим» (Филофей), «всемирная отзывчивость русского человека» (Ф.М.Достоевский), самобытность духовная, умственная и бытовая (К.Н.Леонтьев), мессианская роль православия (Е.Н.Трубецкой, Д.С.Мережковский, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков), роль связующего начала между Западом и Востоком (Н.А.Бердяев), восприятие судьбы России как дела всемирной культуры (Г.П.Федоров), построение общественно-экономического устройства, справедливо обеспечивающего народные массы (Н.Я.Данилевский, В.И.Ленин).
Эти идеи по-прежнему являются духовным ориентиром для различных общественных групп.
Можно согласиться с П.Е.Астафьевым, писавшим: «Если нет и не может быть русской национальной философии, то нет и не может быть и русского национального самосознания, ибо философия, в отличие от знания предметов, есть именно самосознание целого духа»[2].
О крепости и здравости русского духа может говорить величина вклада русских в философию, науку и технику. Золотыми буквами вписали свои имена в историю науки: М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, Н.И.Лобачевский, А.М.Бутлеров, И.И.Мечников, К.А.Тимирязев, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, Л.С.Выгоцкий, К.Э.Циолковский, П.А.Черенков, Н.Н.Боголюбов, А.Л.Чижевский, В. И. Вернадский, И.М.Губкин, Н.И.Вавилов, И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров, Ж.И.Алферов и т.д.
Имена талантливых русских изобретателей И.П.Кулибина, И.И.Ползунова, Е.А. и М.Е.Черепановых, А.Ф Можайского, А.Н.Лодыгина, А.С.Попова, А.К.Нартова, В.Г. Шухова, И.И.Сикорского, Б.Л.Рогозина и В.К.Зворыкина, А.М.Понятова, М.О.Доливо-Добровольского, С.П.Королёва, М.В.Хруничева, А.Н.Туполева, о которых много написано в литературе, пользуются мировой известностью.
С благодарностью помнят люди ратный труд-подвиг русских воинов-полководцев А.Я.Невского, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова, Г.К.Жукова и многих других.
Русские люди всегда стремились жить большим государством, высшая целесообразность тут просматривается в возможности решать глобальные задачи: защита страны и даже планеты от любого агрессора, выход в космос, проповедование всему миру русской культуры и духовности.
Революционная ситуация в России 19 века раскрепостила духовные силы народа, и это выразилось в искусстве, литературе, науке и философии.
Духовным, по своим целям, можно назвать и попытку реализовать после революции марксистский экономический проект прорыва к коммунизму. П.Н.Федосеев писал, что: для марксизма «…высшими культурными и нравственными ценностями являются те, которые в наибольшей степени содействуют развитию общества и всестороннему развитию личности»[9].
Марксистскому проекту не хватало методологии решения человеческих проблем. Произошла недооценка человеческого, недооценка значения духовного мира. Превращение марксизма в идеологию, и затем в догму, уничтожило его духовную сущность, сделав препятствием для развития различных философских направлений.
В русской духовности значительное место заняли социальные идеи советского государства. Советскую идеологию всегда упрекали за атеизм и невнимание к религии, хотя государство и должно, вероятно, в своей работе опираться на науку, а не на веру, тем более, когда вера находится на уровне мифологии. Виновны в этом слабость, недостаточность и извращенность существовавших тогда религиозных взглядов. Старые церковные доктрины были отвергнуты, как «опиум для народа», шарлатанство и рабовладельчество. Но русские философы пытались осмыслить мир и место человека в нем. Что можно было взять от старых религий? Совсем немного. Пожалуй, только Н.Ф.Федоров несколько развил христианство, попытавшись соединить его с идеей прогресса, сделав идею воскрешения не только метафизической, но и натурфилософской, научной[8].
К.Э.Циолковский попытался воспеть материализм, но тот, конечно, не давал человеку никакой надежды. Материалистические представления того времени были очень примитивными.
В философии русская духовность отразилась в идеях «русского космизма», которые развивались многими философами: Н.Ф.Федоровым, А.В.Сухово-Кобылиным, Н.А.Умовым, А.Л.Чижевским, В.Н.Муравьевым, А.К.Горским, Н.А.Сетницким, Н.Г.Холодным, В.Ф.Купревичем, А.К.Манеевым. Космисты говорили о развитии сознательно-духовных сил, об управлении мирозданием, о единении мира и человека. Об этом писали и мыслители русского религиозного возрождения: В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, В.Ф.Эрн, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев.
Русский космизм – это целостная модель мира, осмысленная средствами науки и философии того времени. Она отвечала на многие вопросы и давала надежду на осмысленность мира и, может быть, даже на бессмертие. Причем «русский космизм» не является агрессивным по отношению к другим религиям, а признает их как части ноосферы.
Русский космизм подвижен и способен к творческому научному и философскому развитию.
Серьезным прорывом в понимании мира было учение Вернадского о ноосфере. Но, хотя его ноосфера не несла в себе функций ментальной связи и являлась лишь метафорическим обобщением наработок разума, такое положение могло просуществовать недолго и почти сразу было дополнено идеями П.А.Флоренского о пневматосфере, т.е. сфере телепатической душевной связи. В России появилось много исследователей телепатических возможностей человека, что отражено в книге Б.Б.Кажинского «Биологическая радиосвязь»[5].
Интересную метафизическую концепцию мира создал Д.Л.Андреев в книге «Роза мира»[1]. Где высказана идея превращения России в духовный центр мира. Она еще нуждается в глубоком осмыслении.
Были и подвижники, раскрывающие жизненные возможности человека, например, Порфирий Иванов[7], чей жизненный подвиг недооценен и, пожалуй, осмыслен может быть только в рамках русского космизма. В Иванове произошло соединение русской ментальности с тем, что характерно для индийских йогов.
Из-за понимания вопиющих противоположностей разума и веры, русская философия всегда отличалась «нерациональностью», открытостью мировосприятия. Под рацио понимался органический материальный детерминизм, механистическое понимание человеческого. Под нерациональностью скрывалось стремление к высшей целесообразности.
В России литература и искусство стали не просто интеллектуальным трудом, а духовным. Людей такого труда стали называть интеллигенцией – самосознающими. Явление уникальное – нигде в мире такого нет. В мире есть интеллектуалы – работники умственного труда, но это другой уровень развития, у них может быть очень слабым самосознание. Первым об «интеллигенции Русского народа» начал говорить И.С.Аксаков[4].
Приводя в этой работе фамилии духовных, на наш взгляд, людей мы отталкиваемся от той мысли, что духовность – это, прежде всего, духовные индивиды. Нельзя сказать, что они соответствуют критериям русской духовности, в действительности они создавали эти критерии. Они творили мир русского духа!
Весь мир восхищается духовной глубиной произведений А.Н.Радищева, Г.Р.Державина, А.С.Грибоедова, Н.М.Карамзина, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, А.И.Куприна, И.С.Тургенева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.Н.Островского, А.П.Чехова, Л.Н.Андреева, В.Г.Короленко, И.А.Гончарова. А.А.Блока, И.А.Бунина, А.М.Горького, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Н.А.Островского, М.А.Шолохова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.Гайдара, К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, М.М.Зощенко, К.М.Симонова, К.Д.Воробьева, Б.Н.Полевого, В.М.Шукшина,  А.Р.Беляева, А.В.Вампилова, И.А.Ефремова и многих других.
Советское государство было идеократическим и опиралось на авторитет символов и священных идей – Родину, Государство, Армию. Это была единственная страна европейской культуры, которая на государственном уровне ввела в систему воспитания и, значит, в массовое сознание народные сказки и классическую литературу, огромный пантеон символов, созданных Великой Отечественной войной и игравших важнейшую роль в патриотическом воспитании советских людей. Это все скрепляло общество.
В постсоветское время, в связи с развитием полиграфических технологий и интернета, литература была поражена графоманией и дилетантством, замусорена коммерческими поделками.
Сейчас русский народ стоит перед выбором своей исторической судьбы: остаться сильной нацией со своей культурой, мышлением и языком или потерять все это, без сопротивления отдавшись утонченной технологии господства – манипуляции общественным сознанием. Чем страшна эта технология? Она проникает в каждый дом (через радио, телевидение, СМИ и пр.) и от нее человеку невозможно укрыться.
На Россию вся современная технология манипуляции сознанием была обрушена революционным способом, как обвал, с гротескными и кричащими результатами. Термин «манипуляция» есть метафора, он обозначает ловкое и скрытое управление людьми с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции. В большинстве случаев это тайное психическое воздействие, которое приносит ущерб тем людям, на которых оно направлено. Простейшим примером может служить реклама.
Мало того, для манипуляции требуется фальшивая действительность, настолько близкая к правде, что присутствие манипуляции в ней не должно ощущаться. Манипуляторы разрушили СССР и продолжают разрушать и грабить Россию. Причем делают они это руками русских людей, манипулируя их сознанием.
Технология манипуляции всеобъемлюща. Она присутствует во всех областях жизни нашего общества. Происходит разрушение и символов – отложившихся в сознании образов вещей, явлений, человеческих отношений, общественных институтов и пр., то есть целого мира, в котором мы живем духовно. Мир символов не совпадает с обыденной земной жизнью. Символы приходят к нам из традиций. У них другой ритм времени и другие законы. Мир символов упорядочивает нашу жизнь, а также историю народа, жизнь общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее.
О разнузданности современного кинематографа пишут многие, так историк Ф.И.Раззаков отмечает: «Глядя на сегодняшний российский кинематограф, хочется спросить его пропагандистов и культиваторов. Почему в сегодняшней капиталистической России, где православной религии вновь отведена существенная роль в жизни общества (одних храмов и церквей по всей стране построены тысячи), ваш кинематограф служит рассадником самых низменных человеческих инстинктов: жадности, зависти, прелюбодеяния, сквернословия? Не потому ли, что его создатели, являя собой людей испорченных и бездарных, относятся к религии, как к декорации, что является еще большим грехом, чем отрицание религии коммунистами. Ведь те, борясь с религией, не подвергали гонениям христианскую идею, воспитывая свою паству в ее лучших традициях. Сегодняшние же властители общества, регулярно захаживая в церковь и осеняя себя крестом, сделали из христианской идеи, базирующейся на принципах справедливости, настоящее посмешище. Взять тех же деятелей искусства (в том числе и кинематографистов). Большинство из них сегодня в открытую пропагандируют свои собственные пороки, дабы и миллионы других людей (в основном молодых) переняли их испорченность. Видимо, поэтому целомудрие и гуманность советского кинематографа у подобных людей и вызывает такую злобу и ненависть, какую у последователей сатаны вызывает любой человек, приверженный добродетели»[6] .
В нынешнее время русская духовность переживает кризис, связанный с потерей ориентации. Русский дух порабощен чужеродными веяниями и раздирается внутренними противоречиями. От того, как быстро он преодолеет свои болезни, зависит дальнейшая судьба русского народа.

Список литературы
1. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: «Мир Урании», - 2000.
2. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. М., 1890. - с.22-23.
3. Бердяев Н.А. Русская идея.// Вопросы философии. 1990. №1. - c.70.
4. Возилов В.В., Назаров Ю.Н. Философия интеллигенции. Иваново. 2002.
5. Кажинский Б. Б. Биологическая радиосвязь. Изд. Академии Наук УССР. Киев 1963.
6. Раззаков Ф.И. Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918 – 1972 / Федор Раззаков. – М.: Эксмо, 2008. – 704 с.: ил. .  стр. 233.
7. Учитель Иванов. Жизнь и учение. – М., «Оникс», 1997.
8. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., Мысль, 1982.
9. Федосеев П.Н. Культура и мораль // Вопр. Философии. 1973. № 4. - с.36.

ЧТО СОЗДАЛИ РУССКИЕ:

П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин (первая в мире электрическая лампочка) http://myrt.ru/inter/811-istorija-lampochki.html
А.С. Попов (изобретатель Радио) http://www.nkj.ru/archive/articles/4597/
В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание) http://zn.innovaterussia.ru/index/zvorikin
А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета) http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm
И.И. Сикорский (Великий авиаконструктор создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик) http://www.pravmir.ru/article_2402.html
А.М. Понятов (первый в мире видеомагнитофон)http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7911
С.П.Королев (первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли) http://edu4.shebekino.ru/korolev/
А.М.Прохоров и Н.Г. Басов (первый в мире квантовый генератор - мазер) http://biopeoples.ru/nobellaurs/page,5, … asov-al...
С. В.Ковалевская (первая в мире женщина - профессор) http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалев...фья_Васильевна
С.М. Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография) http://ru.wikipedia.org/wiki/Прокуди...гей_Михайлович
А. А.Алексеев (создатель игольчатого экрана) http://ru.wikipedia.org/wiki/Алексее...евич_(художник)
Ф.А. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай) http://www.retro.tramway.ru/events/2005-09-03.html
Ф. А.Блинов (первый в мире гусеничный трактор) http://library.istu.edu/hoe/personalia/blinov.pdf
В.А. Старевич (объемно-мультипликационное кино) http://otkakva.net/interview/starevich/index.htm
Е.М. Артамонов (изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом), http://izobret19.narod.ru/pg_artamonov.html
О.В. Лосев (первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор) http://makhk.livejournal.com/252896.html
В.П. Мутилин (первый в мире строительный комбайн) http://ru-patent.info/21/30-34/2133667.html
А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин) http://www.towertech.us/static/zernoubo … bainy.html
В.П. Демихов ( первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца) http://www.whoiswho.ru/old_site/russian … emihov....
А.Д.Сахаров (первая в мире водородная бомба) http://n-t.ru/tp/it/bs.htm
А.П. Виноградов (создал новое направление в науке - геохимию изотопов) http://ru.wikipedia.org/wiki/Виногра...сандр_Павлович
И.И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель) http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/ … ap_02.html
Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...28/Котельников
И.В. Курчатов (первая в мире АЭС) http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнинская_АЭС
М. О. Доливо - Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор) http://www.electricalmachine.ru/post_ar … s.php?id=5
В. П. Вологдин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...30866/Вологдин
С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель) http://ru.wikipedia.org/wiki/Костови...лав_Степанович
В.П.Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель) http://odesskiy.com/g/glushko-valentin-petrovich.html
В. В. Петров (открыл явление дугового разряда) http://www.emc.komi.com/03/15/035.htm
Н. Г. СЛАВЯНОВ (дуговая электросварка) http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SLAVYANOV … yanov_N...
И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат) http://www.uctt.ru/version/uctt2/content/page_2217.html
Д.П. ГРИГОРОВИЧ (СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА) http://www.bestreferat.ru/referat-8975.htm l
В.Г.Федоров (первый в мире автомат) http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/MS1/fedorov/
А.К.Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом) http://ru.wikipedia.org/wiki/Нартов,...Константинович
М.В.Ломоносов (впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы ) http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов
И.П.Кулибин (Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста) http://ru.wikipedia.org/wiki/Кулибин,_Иван_Петрович
В.В.Петров (Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу) http://izobret19.narod.ru/hp_galvaniche … areya.html
П.И.Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками) http://ru.wikipedia.org/wiki/Петр_Иванович_Прокопович
Н.И.Лобачевский (Математик, создатель «неевклидовой геометрии») http://ru.wikipedia.org/wiki/Лобачевский
Д.А.Загряжский ( изобрёл гусеничный ход) http://svistun.info/zemledelie/45
Б.О.Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала) http://ru.wikipedia.org/wiki/Якоби,_Борис_Семёнович
П.П.Аносов ( Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов) http://ru.wikipedia.org/wiki/Булат_(металл)
Д.И.Журавский ( впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире) http://ru.wikipedia.org/wiki/Журавск...итрий_Иванович
Н.И.Пирогов (впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое) http://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Николай_Иванович
И.Р. Германн (впервые в мире составил сводку урановых минералов) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b.../34332/Германн
А.М.Бутлеров (впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений) http://ru.wikipedia.org/wiki/Бутлеро...ндр_Михайлович
И.М.Сеченов (создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”) http://ru.wikipedia.org/wiki/Сеченов,_Иван_Михайлович
Д.И.Менделеев (открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы) http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев
М.А.Новинский (Ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...2837/Новинский
Г.Г.Игнатьев (впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z … t052.shtml
К.С.Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем) http://library.istu.edu/hoe/personalia/dzevetsky.pdf
Н.И.Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата) http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибальч...колай_Иванович
Н.Н.Бенардос (изобрёл электросварку) http://ru.wikipedia.org/wiki/Бенардо...лай_Николаевич
В.В.Докучаев (заложил основы генетического почвоведения) http://geography.kz/slovar/dokuchaev-vv/
В.И.Срезневский (Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_t...эрофотоаппарат
А.Г.Столетов (Физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте) http://ru.wikipedia.org/wiki/Столето...др_Григорьевич
П.Д.Кузьминский (построил первую в мире газовую турбину радиального действия) http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=71356
И.В. Болдырев (Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа) http://www.ispu.ru/node/7631
И.А.Тимченко (разработал первый в мире киноаппарат.) http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимченко_Иосиф_Андреевич
С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг (создали первую в мире автоматическую телефонную станцию) http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_...ич_Фрейденберг
Н.Д.Пильчиков (Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления) http://kharkov.vbelous.net/politex1/pilchikv.htm
В.А.Гассиев ( Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину) http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Книгопечатание/
К.Э.Циолковский (основоположник космонавтики) http://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский
П.Н.Лебедев (физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела) http://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Пётр_Николаевич
И.П.Павлов (создатель науки о высшей нервной деятельности) http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Иван_Петрович
В.И.Вернадский (естествоиспытатель, создатель многих научных школ) http://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадс...димир_Иванович
А.Н.Скрябин (Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”) http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрябин...ндр_Николаевич
Н.Е.Жуковский (создатель аэродинамики) http://ru.wikipedia.org/wiki/Жуковск...колай_Егорович
С.В.Лебедев (впервые получил искусственный каучук) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Sour … bedev.html
Г.А.Тихов (Астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса) http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихов,_Гавриил_Адрианович
Н.Д.Зелинский ( разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз) http://ru.wikipedia.org/wiki/Зелинск...лай_Дмитриевич
Н.П. Дубинин (генетик, открыл делимость гена) http://slovari.yandex.ru/~//... /
М.А. Капелюшников ( изобрел турбобур) http://ru.wikipedia.org/wiki/Матвей_Капелюшников
Е.К. Завойский (открыл электрический парамагнитный резонанс) http://ru.wikipedia.org/wiki/Завойск...Константинович
Н.И. Лунин (доказал, что в организме живых существ есть витамины) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...hy/74152/Лунин
Н.П. Вагнер (открыл педогенез насекомых) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Святослав Н. Федоров – (первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы) http://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров...лав_Николаевич
С.С. Юдин (Впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей) http://ru.wikipedia.org/wiki/Юдин,_Сергей_Сергеевич
А.В. Шубников – (Предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры). http://slovari.yandex.ru/~//... /
Л.В. Шубников (эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников) http://ru.wikipedia.org/wiki/Шубников,_Лев_Васильевич
Н.А. Изгарышев (открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...5011/Изгарышев
П.П. Лазарев (создатель ионной теории возбуждения) http://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарев,_Пётр_Петрович
П.А. Молчанов (метеоролог, создал первый в мире радиозонд) http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Молчанов
Н.А. Умов (физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии, кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности) http://www.peoples.ru/science/physics/n … ndex1.html
Е.С. Федоров (основоположник кристаллографии) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Г.С. Петров (химик, первое в мире синтетическое моющее средство) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b.../100424/Петров
В.Ф. Петрушевский (ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов) http://slovari.yandex.ru/~//... /
И.И. Орлов (изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...hy/96094/Орлов
Михаил Остроградский (математик, формула О. (кратный интеграл) http://slovari.yandex.ru/~//... /
П.Л. Чебышев (математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций),параллелограмм Ч http://slovari.yandex.ru/~//... /
П.А. Черенков - физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Д.К. Чернов - точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали) http://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий...тинович_Чернов
В.И. Калашников ( это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара) http://slovari.yandex.ru/~//... /
А.В. Кирсанов (химик-органик, реакция К. (фосфозореакция) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_b...55072/Кирсанов
А.М. Ляпунов (математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Дмитрий Коновалов (химик, законы Коновалова (упругости парарастворов) http://slovari.yandex.ru/~//... /
С.Н. Реформатский (химик-органик, реакция Реформатского) http://slovari.yandex.ru/~//... /
В.А.Семенников ( металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь) http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/...Александрович/
И.Р. Пригожин (физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов) http://slovari.yandex.ru/~//... /
М.М. Протодьяконов (ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород) http://ru.wikipedia.org/wiki/Протодь...аил_Михайлович
М.Ф. Шостаковский (химик-органик, бальзам Ш. (винилин) http://slovari.yandex.ru/~//... /
М.С. Цвет (метод Цвета (хромотография пигментов растений) http://ru.wikipedia.org/wiki/Tswett
А.Н. Туполев (сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет) http://ru.wikipedia.org/wiki/Туполев,_Андрей_Николаевич
А.С. Фаминцын (физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении) http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Сергеевич_Фаминцын
Б.С. Стечкин (создал две великих теории - теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей) http://slovari.yandex.ru/~//... /
А.И. Лейпунский (физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и молекулами свободным электронам при столкновениях) http://ru.wikipedia.org/wiki/Лейпунс...лександр_Ильич
Д.Д. Максутов (оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Н.А. Меншуткин (химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции) http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/...Александрович/
И.И. Мечников (основоположников эволюционной эмбриологии) http://slovari.yandex.ru/~//...0 /
С.Н. Виноградский (открыл хемосинтез) http://slovari.yandex.ru/~//... /
В.С. Пятов (металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом) http://slovari.yandex.ru/~//... /
А.И. Бахмутский (изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля) http://slovari.yandex.ru/~//... /
А.Н. Белозерский (открыл ДНК в высших растениях) http://slovari.yandex.ru/~//... /
С.С. Брюхоненко (физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Г.П. Георгиев (биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных) http://slovari.yandex.ru/~//... /
E. А. Мурзин (изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор "АНС") http://www.theremin.ru/archive/murzin0.htm
П.М. Голубицкий (русский изобретатель в области телефонии) http://slovari.yandex.ru/~//... /
В. Ф. Миткевич (впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов) http://ru.wikipedia.org/wiki/Миткеви...имир_Фёдорович
Л.Н. Гобято (полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году) http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/16097/Гобя
В.Г. Шухов (изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки) http://ru.wikipedia.org/wiki/Шухов,_...ир_Григорьевич
И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский ( совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин) http://ru.wikipedia.org/wiki/Крузенштерн_И.
Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев (открыли Антарктиду) http://ru.wikipedia.org/wiki/Беллинс...ддей_Фаддеевич
Первый в мире ледокол современного типа — пароход русского флота “Пайлот” (1864), первый арктический ледокол — “Ермак”, построен в 1899 под руководством С.О. Макарова. http://ru.wikipedia.org/wiki/Макаров,_Степан_Осипович
В.Н. СУКАЧЕВ (основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Александр HЕСМЕЯHОВ, Александр АРБУЗОВ, Григорий РАЗУВАЕВ (создание химии элементоорганических соединений. Это открытие позволило наряду с имеющимися природными создавать искусственные материалы. Автомобиль, в котором мы добираемся до работы, телефонный аппарат и компьютер, современная косметика, стиральные порошки, одежда - все они созданы благодаря химии элементоорганических соединений) http://ru.wikipedia.org/wiki/Несмеянов
В.И. Левков (Впервые в мире аппараты на воздушной подушке были созданы под руководством профессора ) http://ru.wikipedia.org/wiki/Левков,...мир_Израилевич
Г.Н. Бабакин (русский конструктор , создатель советских луноходов) http://ru.wikipedia.org/wiki/Бабакин...гий_Николаевич
П.Н. Нестеров (первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, "мертвую петлю", названную впоследствии "петлей Нестерова" ) http://slovari.yandex.ru/~//... /
Б. Б. Голицын (стал основателем новой науки сейсмологии) http://ru.wikipedia.org/wiki/Голицын_Б.

В подготовке исследования, также использовались материалы из следующих источников:
http://zarus1.narod.ru/ZaRus2_8_2.htm
http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_s … php?id=929
http://mgup-vm.narod.ru/kulturology/doklad05.html
http://voffka.com/archives/2008/03/11/042329.html
http://otvet.mail.ru/question/24682400/
http://russview.ru/read/246-russkaya-gordost.html
Конечно же, перечислить всего невозможно. Но даже столь беглый взгляд, позволяет судить о Русской цивилизации, как об основополагающей в сфере развития всего Человечества.

0

4

https://geographyofrussia.com/dokuchaev … ilevich-2/

0


Вы здесь » Форум литературного портала Olshanski.ru » Русская литература » Духовность как высшая целесообразность


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно